по итогам проверки деятельности Приемных в судах обшей юрисдикции Республики Дагестан.
В Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 -2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583, одной из задач Программы определено создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности.
В рамках реализации Программы, а также во исполнение Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации" в федеральных судах общей юрисдикции были созданы приемные.
Деятельность приемных в судах общей юрисдикции регламентируется Положением о приемной и Регламентом организации деятельности суда. Данные документы утверждаются председателями соответствующих судов в соответствии с Постановлением Президиума Совета судей от 18.05.2009 N 179. ,
При принятии Положения и Регламента конкретного суда председатель суда руководствуется Примерным положением о Приемных в судах общей юрисдикции и Типовым регламентом организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утверждённых Генеральным директором Судебного Департамента при Верховном суде РФ.
Как представлялось, создание Приемных должно было значительно разгрузить отдел делопроизводства (канцелярию суда), поскольку, в большинстве случаев, до создания Приемных именно канцелярия суда занималась и приемом документов от граждан и составлением статистических отчетов и множеством других вопросов. Изменилась ли данная ситуация на практике?
Мною была проведена проверка деятельности Приемных в судах Республики Дагестан, по итогам которой можно подвести определённые результаты, отметить проблемы, которые возникают на практике и требуют законодательной коррекции.
В районные (городские) суды Республики Дагестан были разосланы запросы (посредством электронной почты) о предоставлении информации о деятельности приёмных, из 40 судов ответная информация поступила только из 34 -х, при этом, примерно 1/3 часть полученной информации была направлена только после неоднократных напоминаний (повторные направления запросов, телефонные звонки, а также дублирование запросов через факсимильную связь).
Информацию по запросу о деятельности приёмных предоставили следующие суды Республики Дагестан:
10. Избербашский городской суд,
11.Казбековский районный суд,
12. Кайтагский районный суд,
13.Карабудахкентский районный суд,
14.Каспийский районный суд,
15.Каякентский районный суд,
16.Кизилюртовский городской суд,
17.Кизилюртовский районный суд,
18.Кизлярский городской суд,
19.Кумторкалинский районный суд,
20.Лакский районный суд,
21 .Левашанский районный суд,
22. Ленинский районный суд г.Махачкалы,
23.Магарамкентский районный суд,
24.Сергокалинский районный суд,
25.Советский районный суд г.Махачкалы
26.Сулейман-Стальский районный суд,
27.Табасаранский районный суд,
28.Тарумовский районный суд,
29.Хасавюртовский городской суд,
30.Хивский районный суд,
31 .Хунзахский районный суд,
32. Шамильский районный суд.
33.Новолакский районный суд
34.Хасавюртовский районный суд
Не представили информацию председатели Буйнакского, Гунибского, Ногайского, Тляротинского, Унцукульского, районных судов и Кировского районного суда г.Махачкалы. Согласно представленной информации из ^вышеперечисленных судов РД, во всех суда имеется Положение о Приёмной суда, утвержденное приказом председателя суда, 15 судов сообщили о наличии в суде утвержденного Регламента деятельности Приёмной.
Исходя из основных функций приемной, определенных в вышеуказанных документах, а также согласно п. 2.1 Типового регламента, помещение приемной должно быть оснащено необходимой оргтехникой, сейфом для обеспечен™ сохранности поступивших документов, нормативными, справочными и инымг материалами, средствами связи для вызова охраны, врача, специальной связи, видео ъ звукозаписи.
К сожалению, в ряде судов республики отсутствуют отдельные специальнс отведенные помещения, оснащенные необходимым имуществом, нормативными справочными и иными материалами, средствами связи и т.д. (Бабюртовский
Дербентский, Казбековский, Каякентский, Кизилюртовский, Левашинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Карабудахкентский и Хивский районные суды). В данных судах прием граждан осуществляется в помещениях канцелярии суда, приемной председателя суда, холлах, рабочих кабинетах сотрудников аппарата суда и т.д.).
Во всех судах без исключения прием граждан работниками осуществляется без предварительной записи в порядке очередности, аудио-видеозапись приема, как правило, не ведется.
В соответствии с пп.3.10., все принятые документы, работник Приемной обязан зарегистрировать в подсистеме "Документооборот" ГАС "Правосудие" и передать по реестрам передачи документов работникам соответствующих структурных подразделений суда в день приема, а в исключительных случаях - не позднее 10.00 часов следующего рабочего дня, если иное не предусмотрено Инструкцией по судебному делопроизводству в суде.
Согласно полученной информации, в 15 судах (Акушинский, Ахтынский, Ботлихский, Кайтагский, Каспийский, Левашинский, Сергокалинский районный суды и т.д.), материалы, полученные от граждан в ходе приёма, регистрируются в подсистеме «Документооборот» ГАС «Правосудие», в 9 судах документы передаются согласно реестрам. В остальных судах регистрация и передача принятых документов осуществляется посредством журнала (книги), подсистема «Документооборот», хранящаяся на Сервере в судах не используется.
Сведения об использовании штампа Приёмной сообщили 5 судов (п.п.3.13 Типового регламента).
Работа в судах по выдаче ответов на поданные обращения или запрашиваемые копии (оригиналы) документов должна быть организована в соответствии с п. 4 Типового Регламента и п. 12.4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде.
Однако в большей части судов, выдача ответов на поданные обращения или запрашиваемые копии (оригиналы) документов не возложена на работников Приёмной и осуществляется по общим правилам Инструкции по судебному делопроизводству, т.е. исполняется ответственным работником по распоряжению Председателя суда (Кизилюртовский районный суд, Кизлярский городской и районный суды, Ленинский районный суд г.Махачкалы, Гергебельский и Дербентский районные суды, Избербашский городской суд и т.д.) Выдача документов производится в кратчайшие сроки (не превышающие 5-ти дней) на руки гражданам под расписку, либо направляется почтой с уведомлением.
Случаев нарушения работниками Приёмных п.2.11-2.12 Типового регламента, при даче консультаций гражданам, не имеется.
Во всех присланных ответах о деятельности Приёмных отсутствовала информация о возникновении конфликтных ситуаций с гражданами, обратившимися в приёмную. Контроль за деятельностью приёмной, как правило, возложен на председателя суда, равно как и ответственность за разрешение конфликтных ситуаций.
Примерное положение о Приемной и Типовой регламент предполагают, что прием граждан осуществляется в течение всего рабочего дня (без перерывов), что предполагает наличие в Приемной как минимум двух работников.
Однако в большинстве судов Республики имеются проблемы кадрового обеспечения.
Определенный перечень консультаций, которые вправе давать работник Приемной лицам, обратившимся в суд лицам (п. 2.12 Типового регламента), предполагает Наличие у него не только высшего юридического образования, но и опыта работы с практикой разрешения дел и вопросами толкования норм права.
Так, фактически в подавляющем числе судов, приём граждан ведётся помощниками председателя суда и помощниками судей: Ботлихский районный суд, Избербашский городской суд, Казбековский, Кайтагский районные суды, Каспийский, Кизлярский городские суды, Кумторкалинский, Левашинский, Магарамкентский районные суды, Хасавюртовский городской суд.
В некоторых судах, прием граждан, поочередно с помощником председателя суда и помощниками судей, осуществляют консультанты, ^начальники отделов, специалисты, секретари суда, секретари судебных заседаний: Ахтынский районный суд, Городской суд г.Дагестанские огни, Дербентский районный суд, Каякентский районный суд, Кизилюртовский городской и районные суды, Лакский, Левашинский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Тарумовский районные суды и т.д.
В ряде судов, ответственными работниками Приёмных назначены секретарь суда, консультант, специалист: Акушинский, Бабаюртовский, Гергебельский районные суды, Дербентский городской суд, Ленинский районный суд г.Махачкалы, Табасаранский,Хивский, Хунзахский районные суды.
При этом, согласно п. 2.1 Типового регламента прием граждан должен осуществляться аттестованными государственными гражданскими служащими аппарата суда, при этом не уточнена должность (специалист суда, секретарь суда, помощник судьи). Учитывая, что сотрудник Приемной правомочен давать консультации по форме подаваемых заявлений, основаниям отказа в принятии и пр., представляется, что работником приемной должен быть государственный служащий, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы, знакомый с практикой разрешения дел и вопросами толкования норм права судами. Например работник приемной даже для того чтобы информировать гражданина о форме заявления, подсудности иска и перечне прилагаемых к заявлению документов, должен быть знаком не только с процессуальным законодательством, но и с правоприменительной практикой, сложившейся в отдельно взятом регионе. Поэтому если работу в Приемной будет осуществлять специалист суда, консультант, секретарь суда и секретарь судебного заседания, которые хотя и имеют высшее юридическое образования, однако могут и не иметь опыта работы с практикой разрешения дел и вопросами толкования норм права, и как следствие, вряд ли смогут на должное уровне осуществлять работу в Приемной.
Правильной, по моему мнению, будет позиция, если функции по осуществлению приёма граждан будут возложены только на помощника судьи, для которого предусмотрены требования наличия высшего юридического образования и опыта профессиональной деятельности. Но тогда на практике может получиться, что этот помощник судьи будет только формально закреплен за определенным судьей, поскольку не сможет совмещать и помощь судье, и работу в Приемной.
Кроме того, за короткий промежуток, в который работник суда принимает документы, зачастую невозможно осуществить все вышеуказанные действия, тем более что нередко вышестоящими инстанциями отменяются и определения судей в связи с неправильным определением подсудности дел, а у судьи, в отличие от работника Приемной, есть пять дней для изучения представленных материалов.
Кроме того, работник, совмещающий свои основные должностные обязанности с дежурством в Приёмной суда не может в полной мере выполнить функцию при приеме гражданина, поскольку ограничен во времени.
Таким образом, вопросы должностных обязанностей работника Приемной и вопросы кадрового обеспечения деятельности приемной взаимосвязаны и требуют, на мой взгляд, уточнения на законодательном уровне.
Председатель комиссии по вопросам гласности,
открытости судов и связям со средствами массовой информации
И.В. Коваленко