Выступление председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова на семинаре-совещании председателей советов судей субъектов Российской Федерации 4 февраля 2020 года
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меньше года отсталость до проведения Х Всероссийского съезда судей, и пришло время не только подведения итогов работы, но и формирования приоритетных направлений работы судейского корпуса на будущее.
Поэтому первостепенными в работе советов судей сейчас являются все вопросы, связанные с подготовкой и проведением Всероссийского съезда судей, а именно избрание делегатов на Всероссийский съезд судей, формирование актуальной повестки съезда и подготовка итоговой Резолюции. Данный документ важен не только для судейского сообщества, но представляет интерес для широкого круга государственных органов и гражданского общества.
Необходимо обеспечить своевременность проведения конференций (общих собраний) судей по выборам делегатов съезда, ответственно подойти к отбору делегатов, это должны быть профессионалы с безупречной репутацией, достойные представлять интересы судейского сообщества. Мы просто нуждаемся в таких делегатах, которые по-настоящему будут независимы и будут отстаивать интересы нашей судейской корпорации.
Также формирование актуальной повестки предполагает проведение системного анализа советами судей проблем, имеющихся в судебной системе региона, выработки предложений по их решению, а также оценке результатов, достигнутых по итогам выполнения поручений. Чем конкретнее будут предложения от Вас, тем эффективное мы выстроим свою будущую работу.
Некоторые вопросы из съезда в съезд остаются актуальными для судебной системы. К ним относится и меры по снижению нагрузки на судей, повышение независимости судебной власти, цифровизация и технологоческая модернизация судоустройства, обеспечение доступности и открытости информации о деятельности судейского корпуса, повышение социальных гарантий судей.
К этим темам мы обязательно вернемся и на Х Всероссийском съезде судей, прошу подготовить по данным вопросам соответствующую информацию и предложения.
Надеюсь на помощь со стороны советов судей в поддержке инициатив Верховного Суда Российской Федерации.
Сейчас в целом можно свидетельствовать о позитивных результатах проводимой судебной реформы: улучшается качество и эффективность правосудия, укрепляются гарантии независимости судебной власти, повышается ее авторитет в обществе.
Часть инициатив, предложенных Верховным Судом, уже реализуются. Одной из последних инициатив является создание по экстерриториальному принципу кассационных и апелляционные судов общей юрисдикции. Они только начали свою работу. Верховный Суд готовит ряд постановлений, разъясняющих различные аспекты деятельности новых судов, нюансы порядка и сроков подачи кассационных и апелляционных жалоб. Считаю, что региональные советы судей могут подключиться к информированию гражданского общества о работе новых судов через свои ресурсы, что несомненно благоприятно отразится на работе новых судов.
Также в этом году заработает институт судебного примирения. Верховный Суд Российской Федерации утвердил Регламент проведения судебного примирения и список судебных примирителей.
Введение данного института является ответом на потребность российского общества в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать не только повышению качества правосудия, но и снижению уровня конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности. Институт судебного примирения позволит сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки сторон, и будет способствовать сохранению социальных связей и деловых отношений.
Согласно новому правовому регулированию, судебными примирителями могут быть судьи, вышедшие в отставку. В каждом регионе будут свои судебные примирители, поэтому местные советы судей должны учувствовать в отборе соответствующих кандидатов. На роль судебных примирителей претендуют ваши коллеги, профессиональные и личные качества которых вы хорошо известны. И мы нуждаемся в вашей профессиональной оценке способностей каждого из кандидатов к урегулированию правовых споров мирным путем с учетом взаимных интересов сторон. При формировании списка судебных примирителей мы будем ориентироваться на ваше профессиональное мнение и оценку кандидатов.
Как представляется судейское сообщество должно оказать содействие в формировании позитивного отношения и доверия у гражданского общества к этому новому правовому институту. Поэтому советы судей могли бы выступить с инициативой проведения семинаров, с приглашением и общественности и средств массовой информации, на которых вы ознакомите гражданское общество с особенностями работы нового института, и также сможете познакомить и рекомендовать гражданам судебных примирителей в вашем регионе. Знание о существовании нового института и уверенность в профессионализме судебных примирителей будет способствовать реализации судебного примирения как эффективного инструмента разрешения конфликтов.
Также ряд реализуемых с 1 сентября 2019 года инициатив Верховного Суда направлен на повышение стандартов судейской независимости, о которых сегодня также хочу отметить. Так важной новеллой стало перераспределение полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества, что влечет за собой повышение самоуправляемости судейской корпорации, а значит и укрепление независимости судей. Расширение компетенции органов судейского сообщества подтверждает высокий уровень развития правопорядка и правовой культуры.
В соответствии с новым порядком председатели судов лишены полномочий в сфере привлечения судей к дисциплинарной ответственности, что нейтрализует существовавший ранее потенциал использования «дисциплинарной власти» как рычага воздействия на судей. В соответствии с новым порядком дисциплинарное производство может быть начато только по обращению гражданина, организации, Совета судей Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации, совета судей субъекта Российской Федерации.
За председателями судов сохраняется право рассматривать жалобы, однако только совет судей теперь вправе дать оценку наличия признаков дисциплинарного проступка у судьи. При выявлении соответствующих признаков материалы передаются квалификационным коллегиям судей, которые уже вправе определить меру дисциплинарной ответственности для виновного лица.
Также председатели судов теперь лишены права не согласиться с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидата на должность судьи. Ранее председатели судов обладали правом «вето» в отношении кандидатов, рекомендованных квалификационной коллегией. Его преодоление было возможно только двумя третями голосов.
Передача полномочий по подбору кандидатов на судейские должности органам судейского сообщества соответствует современным стандартам и ожиданиям гражданского общества и повышает доверие к будущим судьям. Заседания органов судейского сообщества по общему правилу проводятся открыто, решения принимают после коллегиального обсуждения путем голосования. Повышение прозрачности процедуры является несомненно позитивным шагом, позволяющим представителям гражданского общества и судьям эффективно защищать свои права и законные интересы, добиваясь принятия взвешенных и обдуманных решений.
При этом хочу отметить, что советы судей должны играть большую роль в кадровых вопросах. В том числе это относится к участию в оценке кандидатов в квалификационные коллегии судей от общественности. Обращаю ваше внимание, что надо принимать участие и активно взаимодействовать с органами законодательной власти региона, выступать экспертами в оценке кандидатур. Необходимо обеспечить избрание в квалификационные коллегии судей от общественности только таких кандидатов, которые обладают безупречной репутаций, заинтересованы в обеспечении авторитета судебной власти, являются профессионалами и готовы ответственно исполнять возложенные на них обязанности.
Также хочу обратить внимание на то, что с 19 июля 2019 года Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации передано полномочие давать согласие на возбуждение уголовных дел в отношении мировых и районных судей, которое ране осуществляли региональные квалификационные коллегии судей. Это также будет способствовать повышению объективности в принятии решений и доверия к ним со стороны граждан.
Кроме того, Высшей квалификационной коллегии судей предоставлено право изменить вид дисциплинарного взыскания, назначенный нижестоящей квалификационной коллегией, что позволит обеспечить пропорциональность и справедливость применяемых мер дисциплинарной ответственности.
Передача перечисленных полномочий органам судейского сообщества влечет за собой повышение ответственности и требований к качеству такой работы.
Отдельно хочу обратит ваше внимание на работу советов судей при рассмотрении обращений и жалоб граждан. Наблюдается рост обращений и жалоб, поступающих в органы судейского сообщества. Так, к примеру, в 2018 году в Совет судей Российской Федерации поступило 2055 жалоб и обращений, а в 2019 уже 2673 жалобы и обращения.
Рост обращения граждан в советы судей с одной стороны отражает высокий уровень конфликтности при разрешении судебных споров, а с другой стороны свидетельствует о том, что граждане доверяют сложившимся институтам судейской корпорации по разрешению возникшей напряженности.
Однако нас не может не беспокоить факт наличия конфликтов в самой судейской среде, между судьями, судьями и руководством суда. Если уже обращения и жалобы идут в Совет судей Российской Федерации, это свидетельствует о том, что местные советы судей по разным причинам не в состоянии погасить конфликт в сложившейся ситуации. Необходимо принимать меры по формированию конструктивного диалога в судейской среде, обеспечению соблюдения судьями Кодекса судейской этики в работе внутри судейской кооперации.
Кодекс установил высокие требования к судьям и ограничения, без соблюдения которых невозможно сохранить и авторитет судебной власти перед обществом. Соблюдение этических норм судьями должно способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.
Однако формирование уважения в судейском корпусе - только половина задачи. Этические нормы должны соблюдаться не только судьями, но и другими участниками процессуально-правовых отношений.
Перед нами стоит задача выработки и обеспечения высоких стандартов уважения к суду, признание неприемлемости любых действий, дезорганизующих работу суда. Для ее реализации необходимо разработать правовую базу - единые правила поведения в зданиях судов, установить единые прозрачные и понятные требования. В Совете судей Российской Федерации на стадии доработки находится Регламент поведения посетителей в зданиях судов. Данный Регламент активно обсуждался на площадке Совета судей РФ с участием всех заинтересованных организаций и представителей гражданского общества: Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, представителей средств массовой информации, Федеральной палаты адвокатов, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы судебных приставов.
Ряд предлагаемых правил был неоднозначно воспринят как судейским корпусом, так и общественностью, поступили новые предложения. Утверждение регламента должно состоятся в мае текущего года. Это станет очередным шагом к повышению независимости судей и гарантий прав участников процесса.
5 декабря 2019 года Совет судей Российской Федерации утвердил новую Концепцию информационной политики судебной системы на 2020 – 2030 годы. Концепция стала следующим этапом развития политики информационной открытости.
Проведение данной политики не только позитивно влияет на формирование в обществе доверия и уважения к судебной власти, но и повышает уровень правовой грамотности и правосознания граждан, тем самым способствуя развитию правовой культуры, необходимой для реализации принципов правового государства.
За прошедший период уже многое сделано в рамках повышения доступности информации о деятельности судов для гражданского общества, у всех судов созданы Интернет-сайты, информирование происходит через социальные сети, печатные издания и другие источники. Развитие цифровых технологий, электронного правосудия, планомерное совершенствование технологической базы судов также позволяет сделать правосудие открытым и прозрачным.
Внедрение современных технологий возможно только при наличии соответствующей технической базы. Проведенный Советом судей РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде анализ показал, что во многих судах стоит изношенная и морально устаревшая техника. И ваша задача на местах выявлять отсутствие такой технической базы, оценивать потребность региона в поставке нового оборудования и своевременно предоставлять данные в Судебный департамент. Без этого цифровизация судебной системы будет красивым слоганом, не имеющим под собой материальной базы. Эта системная работа, держите данный вопрос на особом контроле.
Также приходится признать, что в текущем периоде судейским корпусом уделяется недостаточно внимания формированию доверия общественности к судебной власти, информационная политика не приобрела единый и системный характер. Мы понимаем, что это связано в том числе с высокой нагрузкой на российские суды, в связи с чем судьи физически не успевают осуществлять иные полномочия, кроме как осуществление правосудия.
Поэтому считаю, что советы судей в субъектах Российской Федерации должны стать флагманами политики информационной открытости. Региональные советы судей на своих сайта могут размещать больше информации о работе судебной системы, постоянно ее актуализировать, должен быть удобный интерфейс для пользователей. Мы недавно модернизировали сайт Совета судей РФ – новый сайт стал более удобным и технологичным, чем его предыдущая версия, можно брать его за пример, или разрабатывать свои версии.
Такая передача инициативы советам судей позволит формировать информационную политику в едином ключе, создавая для общества целостную картину проводимой судейским корпусом работы.
Кроме того, советы судей в субъектах могут стать дискуссионными площадками, привлекая гражданское общество к своей работе. Совет судей Российской Федерации получил возможность доводить достоверную информацию о работе судов до широкой общественности и средств массовой информации через участие в заседаниях клуба имени Д.Н. Замятнина. Более того, при формировании повестки участники заседаний предварительно изучают мнение граждан по заявленной теме, что позволяет сделать актуальной и полезной обсуждаемую информацию.
На уровне субъекта можно проводить аналогичные мероприятия, но скорее не с научным, а с практическим уклоном. Незнание гражданами законов, не понимание принципов работы органов власти как раз и приводит к формированию недоверия общественности к государству. В новой Концепции формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов выделено в самостоятельное направление информационной политики судебной системы.
Поэтому не только информирование, но и правовое просвещение граждан является приоритетной задачей. Региональные советы судей могут использовать различные форматы для просветительской работы: это проведение совместных научных и образовательных мероприятий с учебными заведениями, в первую очередь с Российским государственным университетом правосудия, организация Дней открытых дверей с проведением обучающих семинаров, создание на официальных сайтах дополнительных Интернет-страниц, разъясняющих гражданам вопросы правового характера и другие.
Доверие к суду невозможно без диалога и взаимодействия между судейским сообществом и средствами массовой информации. Мы с вами неоднократно обсуждали проблемы, связанные со «скандализацией правосудия», которая подрывает авторитет и доверие общественности к судебной власти.
Понимая и уважая свободу и независимость средств массовой информации, свободу слова, и сохраняя восприимчивость к сторонней критике, судейское сообщество вправе, однако, требовать от журналистского сообщества должного уровня профессионализма и объективности, и справедливо рассчитывает на построение ведению цивилизованного диалога принципах добросовестности и сотрудничества.
В том числе советы судей на местах должны предпринимать меры по выстраиванию такого диалога со средствами массовой информации, инициировать проведение совместных мероприятий по актуальным вопросам правоприменения, что будет иметь положительное влияние на снижение риска возникновения в будущем конфликтных ситуаций, а также будет способствовать отражению в средствах массовой информации достоверной информации без искажений.
Взаимодействие органов судейского сообщества с институтами гражданского общества является неотъемлемой частью реализации принципов демократического и правового государства. И судейское сообщество также должно осознавать, что выполнение задачи укрепление авторитета и независимости судебной власти, невозможно без расширения диалога между судебной властью и гражданским обществом.
Коллеги, в заключение хочу еще раз подчеркнуть, что сейчас от нас требуется ответственность и оперативность в подготовке Х Всероссийского съезда судей. Поэтому все наши усилия должны быть направлены сейчас как на качественное обеспечение организации этого масштабного мероприятия, так и, что особенно важно, на выделение приоритетных направлений развития судебной системы в Российской Федерации
Благодарю за внимание!